Реклама на ПКФоруме тел.: +7 987 751-1-777 (МТС)

Автор Тема: Происхождение донских казаков: с точки зрения истории  (Прочитано 179 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Шаman

  • Верховный Шаман
  • *****
  • Эксперт по сайтам
    Эксперт по сайтам
  • Сообщений: 7238
  • Карма: +469/-12
  • Пол: Мужской
  • Севастополь - город русских моряков
    • Награды
Нашел интересную статью про донских казаков.
Как вариант, еще одна версия возникновения...
Сам имею некоторое отношение к казацкому роду, мне было интересно...




Мало какой вопрос истории Донского края вызывал столько полемики среди ученых и не только, как вопрос происхождения донского казачества. Различные взгляды на происхождение казачества на Дону выражались еще до начала исторического исследования - в документах XVI–XVII вв. Казаки связывали свое происхождение с Русским государством и прямо указывали на бегство от социального угнетения, имевшего место в России. «Отбегаем мы ис того государьства Московского из работы вечныя, ис холопства неволнаго, от бояр и от дворян государевых», – отмечалось казаками в «Поэтической» повести об Азовском осадном сидении. А в 1549 г. в грамоте Ивана IV Грозного ногайскому князю Юсуфу казаки именовались как «наши холопи», которые «в нашей земле многое лихо учинили» и «убежали в Поле». Так было положено начало представлению о «разбойном» происхождении донских казаков, которое заняло в дальнейшем весьма прочные позиции в истории. Однако, мы видим, и сами казаки, и царь Иван Грозный связывают происхождение казачества с уходом населения на Дон из России в XVI веке.

Первые историки

Первым историком, который занялся изучением происхождения казачества и выдвинул гипотезу об этом происхождении, был В.Н. Татищев. Согласно этой гипотезе, группа «черкас от Бештау» ушла под давлением татаро-монголов с Северного Кавказа и поселилась в 1282 г. под Курском, а затем переселилась на Днепр. Там, в память о прежней родине ими был основан город Черкасы. Так сформировалось запорожское казачество. В 1569 г. запорожцы пришли на Дон для борьбы с турками во время турецко-крымского похода на Астрахань, где «построили город Черкаской». Другую часть казачества, по Татищеву, составили «мещерские казаки» татарского происхождения. Так была высказана точка зрения, согласно которой казачество не было связано происхождением с русским народом. Аналогичную точку зрения высказывал Г. З. Байер, считавший, что «казаков можно было почитать за древний… народ».

Сведения о происхождении

Сведения о взглядах самих донских казаков XVIII в. на свое происхождение давал первый комендант крепости св. Димитрия Ростовского А. И. Ригельман. По его сообщению, часть казачества видела свое происхождение от «некоих вольных людей, а более от Черкасс и Горских народов». О себе такой казак заявлял: «Я, де, не Москаль, но Русской, и то по закону и вере Православной, но не по природе». В то же время он отметил существование среди казаков «некоторых верховых станиц» иного взгляда на происхождение донского казачества. Происходило казачество, по их утверждению, от некого зверобоя, очевидно, русского промысловика, который «с этим промыслом… пробрался на реку Дон». Вокруг него собрались люди «для таковых же промыслов». Этот зверобой «сделался их атаманом», и они «жили свободно, не будучи подвластны или дань платя никому». В обоих версиях подчеркивается связь между происхождением казачества и их вольностью, которая составляла для казаков историческую ценность даже в условиях XVIII в. Однако вторая версия выводит казаков из русских, а первая - от «некоих вольных людей» неславянского происхождения.

О происхождении казачества выдвигались самые разные гипотезы. Однако все их можно разделить на две группы: одна группа связывала происхождение казаков с Русью (Московским царством), другая - нет. Очень четко это разделение прослеживается в работах историков ХХ века: если в эмигрантской историографии преобладали взгляды на происхождение донского казачества задолго до XVI в., причем не от русского населения, то в советской происхождение казачества связывалось с бегством населения из русских городов и уездов. Это рассматривалось как одна из форм социальной борьбы в феодальном обществе, когда на Дону народ стремился найти вольность и укрыться от угнетения со стороны помещиков и вотчинников, а также феодального государства. При этом подчеркивалось русское происхождение основной части донских казаков при признании этнической пестроты казачества в целом. Указывалось также на то, что возникновение казачества относится ко времени не более раннему, чем XVI в., а предпосылки – ко времени Ивана III. Такая концепция современными идеологами казачьего движения пренебрежительно именуется как «беглохолопская». Между тем, такое пренебрежение идет от слабого знания целых массивов письменных источников по истории казачества XVI–XVII вв.

Гипотезы

Наиболее проработанной и логичной на данный момент является гипотеза, изложенная в работах доктора исторических наук А.В. Венкова. Согласно ей, жившие до XV в. на Дону православные жители (славяне и иные), которых многие ныне рассматривают как предков и предшественников донских казаков, в действительности были уничтожены во время нашествия татаро-монголов, а затем армии Тамерлана, и остались в крайне небольших количествах. Однако с начала XVI века на Дон начинается новый наплыв русских людей. Южные лесостепные и степные территории, которые назывались в то время русским населением Полем, привлекали русских, т.к. их природные условия были благоприятны для различных видов хозяйственной деятельности в значительно большей степени, чем лежавшие к северу земли собственно Руси. Сказывалась, кроме того, тяга к вольности, поскольку уход на Дон позволял избавиться от усиливавшегося в русских землях феодального гнета и крепостничества. В условиях, существовавших в то время в Поле, мирные промысловики объединялись одновременно в военные отряды, поскольку существовала необходимость противостояния местным татарам и ногаям. Благодаря этому они могли закрепляться в качестве постоянного населения Дона и становиться казаками, у которых возникали укрепленные поселения, получившие наименования городков. Начиная со второй трети XVI в. прослеживается поток жалоб ногайских владетелей на действие выходцев из русских земель, которые совершали нападения на ногаев.

Казаки - профессиональные воины

В царствование Ивана Грозного на Дон начинают уходить не только промысловики. Царь искоренял боярские роды вместе со всей челядью. В то время каждый боярин имел свою дружину из опытных воинов, которые зачастую, не желая быть казненными вместе с господином, бежали от опалы кто куда - некоторые нанимались на службу в другие государства, а многие бежали в Дикое Поле, т.е. на Дон, и вливались там в ряды казаков. Таким образом, среди последних появляется большое количество профессиональных воинов, которые, кроме воинского искусства, ничего, в сущности, и не умели. На Дону довольно быстро складывается военное сообщество, живущее военной же добычей, охотой и рыболовством. Беглых крестьян в этом сообществе было как раз немного - крестьянин не владел воинским искусством, его дело было землепашество. А оно на Дону было запрещено под страхом смерти. «Нам потная работа не в обычай», заявляли казаки. Да и бессмысленно было заниматься землепашеством под угрозой постоянных набегов татар и ногаев.
Первое сведение о поселении казаков на Дону относится к 1548 г. и содержится в Продолжении Хронографа редакции 1512 г. В нем говорилось об «остроге» на Волго-Донской Переволоке. Находившийся в ней вооруженный отряд во главе с туляком Истомой Извольским и атаманом донских казаков Михаилом Черкашениным разгромили крымское посольство, шедшее в Астраханское ханство. С этого времени донское казачество становится существенным фактором международной жизни на большом пространстве от Волги до Черного моря, вносящим свои коррективы в планы правителей России, Турции и Крымского ханства.
Мужчины, которые не прощают женщинам их маленьких недостатков, никогда не насладятся их великими достоинствами...


 



Данный форум не является СМИ в соответствии с Законом №2124-1.