КУТХ-камчатское божество

Автор лекарь, 02:52, 17 сентября, 2005

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

лекарь

Очень интересно узнать кто что знает о камчатском божестве, чего и как:)

elarm

Ну особо-то я про них не знаю. Но кто наблюдал камчатких воронов, тот по неволе им всякое припишет. Помню только, как первый раз вывели нас новичков на прогулку в район халактырских скал. Я тогда первые шаги свои делал с альпинистами из "Кутха". Утром проснулся в палатке от странного кл?кота, а потом ещ? звуки были шпок, шпок. Ну там кто-то из наших, при этом резко начал из палатки выламываться наружу. Я тоже вылез. Рюкзак один распотрош?нный валяется, на боку две банки со сгущ?нкой, а в донышках дырки и растеклось. Там отдельно стоящая скала рядом, и они на ней сидят... Птеродактили... На нас сверху так ехидно поглядывают, --- я их до этого вблизи не видел. Они такими большими мне показались...

Вот ведь. Сумели рюкзак развязать, банки вытащить и как то до лакомства добраться догадались.
Неразрешимых проблем нет, бывает лишь недостаток времени для их разрешения.

Димчег

Кутх - ворон. Ительменский бог.
ворон имеется в виду морской. Большая ярко-черная птица, на серых ворон похож только издали, а так больше на орла смахивает.
Когда я ем, я глух и нем, хитер и быстр, и дьявольски умен... Сначала радуешься что рыба съела твою муху, потом что вышла на нее и промахнулась ... нахлыст - ВСЕГДА клево!
ушел на kamfishing.ru


Зайчуган

Ительмены  всячески высмеивают Кутха, относятся к нему с юмором, существует множество легенд о его глупых поступках, которые приводят его в затруднительные положения. И помогает ему жена, мудрая Мити.

Никакого поклонения, либо трепета, образ данного божества у них не вызывает.

Пример сказки.

Давно-давно жили-были Кутха с женой. Однажды Кутха взял удочки и пошел к морю за рыбой. Пришел к морю, принялся удить рыбу. Много наловил. Маленьких рыбок выбрасывал, а больших выбирал себе. Самых крупных рыб запряг и сразу же поехал домой. Дорогой обещал рыбам:
- Ну, рыбы, везите меня хорошенько, тогда я вас досыта кормить буду: на каждой стоянке буду давать по пластине юколы.
Дома жена Кутхи, Мити, приготовила толкушу, чтобы кормить рыб-собак. Кутха положил в нарту толкушу и снова отправился в путь. Ехал очень быстро.
Приехали в березняк; собаки-рыбы остановились и сразу запросили:
- Ну, Кутха, корми нас! И Кутха сказал: - Еще немного повезите!
Собаки-рыбы опять быстро помчались. Кутха от удовольствия даже засмеялся.
Спустились в низину. Собаки-рыбы опять остановились и сказали:
- Ну-ка, Кутха, покорми нас! Кутха опять ответил:
- Еще немного повезите, тогда накормлю! Собаки-рыбы тут рассердились, рванулись и понеслись прямо к морю. Кутха испугался и начал кричать:
- Горбуши, горбуши, горбуши! Остановитесь! Теперь, правда, дам вам толкуши!
Собаки-рыбы тащили нарту вперед. Кутха, почуяв беду, хотел соскочить, да зацепился ногой за нарту. Рыбы примчались к морю и с разбегу вскочили в воду.
Кутха чуть не утонул. Едва выбрался.
... Мои мысли – не ваши мысли,
ни ваши пути – пути мои.
//нет проблемы, есть твое представление о проблеме//

Klyk

кутх - ворон, шаман, вроде-бы даже бог ительменский

Одна из легент появления Камчатки.
Летел-летел  над океаном, устал. Чтобы отдохнуть, он нырнул в глубину и
вытащил землю -  Камчатка. Он создал живую, дышащую землю и добыл свет для
нее. Кутх - создатель и шаман мира людей.
Я не пью! Я почки промываю! ?


Klyk

На крайнем севере это одна из наиболее "значительных" птиц. У коряков и
ительменов ворон считался первопредком. У чукчей он - главный герой мифов
творения. Он создает горы, животных, первых людей, учит их говорить и есть
мясо животных, добывает небесные светила, существовавшие раньше лишь в
верхней вселенной. В мифах коряков ворон добывает пресную воду у хозяев
моря, похищает небесные светила. По представлениям ительменов, ворон Кутх
вместе с сестрой сместил землю с неба, где и сам раньше находился, или же
сотворил ее из своего сына. Горы и долины - следы пребывания этой птицы на
Камчатке. Ворон побеждает злых духов шаманскими силами и хитростью, как
могучий шаман защищает от них свое семейство и людей. У эскимосов ворон
выступает в качестве культурного героя. У эскимосов Аляски он создал мужчину
из бобового стручка, а из глины вылепил различных животных и вдохнул в них
жизнь. Сначала создал горных козлов и оленей, а затем - женщину, которая
стала женой первого мужчины. Ворон научил эскимосов, как жить на земле, как
добывать пищу. По мифам эскимосов с острова Кадьяк, ворон принес в мир свет,
в этот момент с неба упал пузырь с мужчиной и женщиной. Они создали горы,
леса и населяющих их животных.
Я не пью! Я почки промываю! ?

Klyk

А вот ещ?.
Легенда о создании земли Камчатки

Есть прекрасная легенда о создании нашего прекрасного уголка. Говорят, это
было давным-давно.

Прародитель Камчатки Ворон Кутх с необузданной фантазией, мрачноватым
буй-ством, суровым размахом создал эту страну для жизни.

Пролетая над водной гладью, приказал Кутх сыну своему земл?ю стать. А сам на
лыжах пош?л по этой земле. Там, где проходил он, образовывались впадины,
ущелья, долины. А по краям - горы высокие. А чтоб не зам?рзло вс? живое на
рожд?нной им земле, вдохнул Кутх в горы высокие свой горячий дух. А ещ?
невиданной красоты зори выдумал и тундру постелил, сплошь расшитую изумрудом
ягельника, да бисером приук-расил из брусники, шикши, морошки ароматной:

В каждой долине Ворон-Бог реку положил, а в ручьях, протоках, реках разв?л
ки-жуча да чавычу, которые, в морях погулявши, в обиталище сво? всегда
возвращаются, чтобы потомство после себя оставить и в родных краях умереть.
И людей сотворил Кутх, чтоб в согласии с природой жили: охотой да рыбалкой
промышляли. Рем?слам разным обучил да вес?лым нравом наделил, чтоб без
грусти и печали жизнь подольше сохраняли.

И только убедившись, что на этой, созданной им земле сможет жить крепкий
ду-хом, согретый юмором народ, Великий Ворон окутал л?гкой дымкой
таинственности эту страну и вернулся на небо, а о себе оставил лишь сказки
да воспоминания для потомства, что это было когда-то...
Я не пью! Я почки промываю! ?

Зайчуган

А вообще, лучшая книга о народностях Камчатки - это

С. П. Крашенинникова "Описание Земли Камчатки" (1755).

Почитайте и вопросы исчезнут.
... Мои мысли – не ваши мысли,
ни ваши пути – пути мои.
//нет проблемы, есть твое представление о проблеме//


VVS

А ещ? есть очень интересная и редкая книга "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки", с комментариями.

Veter

Вот такой вопрос. Ворон создатель не только у коряков, ительменов и чукчей, но у американских эскимосов и индейцев северо-западного побережья Америки.
И мыфы одни и природа похожа и люди, а вот сейчас не понятное какое-то искусственное разделение. Но кроме этого еще один вопрос к трезвомыслящим. Если у вас родиться талантливый ребенок артист или кинорежиссер ему в Москву учиться и пережать вместе с ним или что?
А Камчатка это самое красивое место на земле. Если это колония Москвы, то требуйте хотя-бы что-то для своих детей, а то поселки рушаться, в тех поселках где я жил одни развалины это я о Жупаново, Апуке , Кировский.
Обидно.
Да и герб Камчатке нужен другой действительно либо ворон, либо белоплечий орлан, такого больше нигде в мире нет.



AngeloiDnay

Да герб у нас совсем смешной, как буд-то дети нарисовали.

Ульзана

не путайте герб и символ.. символов у Камчатки может быть много - медведь, естественно, ворон, наш эндемик-орлан, конечно, лосось, соплемённые вулканы))...
хотя насчёт герба - тоже согласен... не грамотный он.. недоделанный...

Denny-boy

Герб не смешной, основе герба сотни лет уже.
А вот требовать для себя нормальных условия проживания абсолютно необходимо. Редкий по загаженности и необустроенности город.

Ульзана

новый герб не смешной.. он смешно нарисован - замечание верное...
герб - это не картинка, это сочетание блазона и изображения.. одна часть от другой неотдедимы и обязаны соответствовать геральдическим нормам.. а у нас блазон - неправильный, картинка - безобразноватая))).. а обоснование символики - вообще детский лепет.. или взрослый бред... обидно..)
герб утверждали и согласовывали около двух лет, да так и не доделали...

насчёт условий проживания и загаженности... ну, правильно, что сказать.. но требовать только - мало толку... сначала приведи в порядок свою планету.. может у кого-то постороннего и отложится, что донести бумажку до мусорника - не стыдно, что убрать за собой - нормально.. да, в общем, писали об этом уже)))

Slava

Эти кутхи у нас в роще на дачной заколебали летают над головой один раз меня больно клюнула в затылок.

Александр Александрович

#15
Цитата: лекарь от 02:52, 17 сентября, 2005
Очень интересно узнать кто что знает о камчатском божестве, чего и как:)

ЦитироватьИменно в корякском и ительменском фольклоре возникли и развились совершенно уникальные представления о вороне Кутхе-Куйикинняку, воплотившем в себе черты культурного героя — Творца Вселенной и персонажа волшебно-мифических и животных сказок, в которых его героический образ принижается до образа комического, когда мудрый Творец превращается в шута, обманщика и обжору.
Коренное население полуострова. Обзорная статья http://www.kamchatsky-krai.ru/geografy/korennoe_naselenie/korennoe_naselenie_poluostrova.htm/

ЦитироватьВ мифологии основным персонажем выступает Кутх, или Ворон. Он предстает как демиург (творец), создатель Камчатки и в то же время как трикстер — плут, обманщик, шутник, перевертыш, несущий в себе добро и зло, мудрость и глупость. В сказках он постоянно попадает в неблаговидные ситуации, которые иногда приводят его к гибели. Раздвоение образа Кутха (демиург — трикстер) произошло достаточно давно, в мифологическом сознании оба образа существовали параллельно. Как и у соседей — коряков и чукчей, в фольклоре ительменов присутствуют животные, нередко в качестве племени (с "мышиным народом" Кутх вступает в конфликты или разного рода сделки).
Ительмены http://www.kamchatsky-krai.ru/geografy/korennoe_naselenie/itelmeny.htm/


Цитата: VVS от 16:39, 11 ноября, 2005
А ещ? есть очень интересная и редкая книга "Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки", с комментариями.

ЦитироватьСказки и мифы народов Чукотки и Камчатки (азиатские эскимосы, чукчи, кереки, коряки и ительмены) / Сост., предисл. и прим. Г. А. Меновщикова. — М.: Наука, 1974. — 646 с. — (Сказки и мифы народов Востока). Сказки рассчитаны на взрослого человека. В конце издания помещена этнографическая справка.

Сказки народов СССР. — В 2 т. — М.: Правда, 1986. — Т. 2. — 592 с. Включены корякские, эвенские, ительменские, чукотские сказки.
Библиографический список изданий камчатской тематики из личной библиотеки краеведа А. П. Пирагиса http://www.kamchatsky-krai.ru/library/biblio/hud_lit.htm


ЦитироватьЛебедева Е. П. Орочские сказки и мифы. — Новосибирск, 1966.
Суздалова Н. Анавгай; От страшных раздумий...; Тваян: Стихи // Суздалова Н. Те собачьи упряжки умчались: Стихи, сказки. — Петропавловск-Камчатский, 1993. — С. 15–17.
Дьяков М. Д. Эвэн Тунтукаки (Веселый Тунтукаки): Эвен. сказки для детей дошк. и мл. шк. возраста. — Магадан: Кн. изд-во, 1983. — (Прил. на рус. яз.).
Библиографический указатель литературы "Эвены — от кочевой жизни к современности (экология выживания)" (составитель Н. П. Сычева).
http://www.kamchatsky-krai.ru/library/biblio/biblio_sychova/biblio_sychova_main.htm




Данный форум не является СМИ в соответствии с Законом №2124-1.
Яндекс.Метрика