К 100-летию подводного флота России. Уникальная К-162.

Автор Политрук, 09:03, 17 марта, 2006

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Политрук

Ровно через год после спуска на воду первенца отечественного подводного флота - атомохода ?Ленинский комсомол? (пр. 627), в декабре 1959 года, вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании новой скоростной АПЛ, с титановым корпусом и оснащенной крылатыми ракетами, стартующими из-под воды. Разработка проекта 661 (такой шифр получил проект) была поручена ЦКБ16 - ?Волна?. Главным конструктором проекта стал начальник ЦКБ Н.Н. Исанин (позже его сменил Н.Ф. Шульженко).

ОФИЦИАЛЬНАЯ церемония закладки АПЛ прошла 28 декабря 1963 года в главном пролете экспериментального стапельного цеха Севмаша.

Но, прежде чем осуществилось это событие, потребовалось два с лишним года тяжелого напряженного труда. Титановый сплав в судостроении внедрялся впервые. Для получения сварных конструкций нужного качества он требовал применения необычных технологических приемов. Так, например, сварочный ас Владимир Красильников более года тренировался и отрабатывал технологию сварки на опытных образцах. ?Его величество? титан требовал особой культуры производства. На участке, изготовляющем опытные конструкции, стали работать в одежде светлых тонов, наводили идеальную чистоту, в помещениях расхаживали в белых тапочках. А чистоту сварных соединений проверяли белоснежными салфетками.

Проблемы возникали во всем. Повышенное содержание водорода в сварных соединениях потребовало выполнить колоссальную работу по лечению так называемой водородной болезни. В США, например, по этой причине надолго было приостановлено применение титана в ответственных конструкциях.

Задача вооружения АПЛ крылатыми ракетами с подводным стартом здесь решалась тоже впервые в мире. К тому времени в составе ВМФ уже были подводные лодки, оснащенные крылатыми ракетами. Но все они могли стрелять только в надводном положении.

Строительство корабля шло медленно, трудно. Приходилось неоднократно переделывать готовые конструкции, неся колоссальные затраты. Случались и людские потери. Так, при производстве сварочных работ в среде инертных газов в одной из цистерн задохнулись пятеро рабочих. Высокая степень новизны и сложность проекта обусловили длительность его создания. В результате АПЛ, получившая тактический номер К-162, сошла на воду лишь 21 декабря 1968 года. Кто-то из острословов из-за высокой стоимости назвал ее ?Золотой рыбкой?.


Ответственным сдатчиком

К-162 стал Кузьма Палкин. Сдаточным механиком - Эдуард Леонов. По завершении швартовных испытаний лодка в середине декабря уже следующего года вышла на заводские и государственные испытания. Приемный акт был подписан буквально под ?елочку? - 31 декабря.

В ходе испытаний при 80-процентной мощности энергетической установки лодка показала ошеломляющую скорость - 42 узла вместо тридцати восьми, предусмотренных спецификацией. Госкомиссия в состоянии эйфории прямо с моря направила Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу шифрограмму: ?Докладываем, Голубая лента скорости в руках советских подводников?.

В январе К-162 была передана в боевой состав Краснознаменного Северного флота под командование капитана первого ранга Юрия Голубкова.

Еще в период постройки этой АПЛ решили, что после передачи ее флоту будет проведена опытная эксплуатация для проверки идей, заложенных конструкторами в проекте. За время опытной эксплуатации лодка совершила 11 выходов в море для отработки задач. Провела одну автономку, длившуюся три месяца. На испытаниях корабль продемонстрировал высокие маневренные качества. Выполняя проверку скорости на мерной миле, АПЛ в подводном положении при стопроцентной мощности достигла скорости 44,7 узла (83 км/час). Это мировой рекорд, который вряд ли будет превзойден в обозримом будущем. При таких скоростях хода обнаружились явления, до сих пор не отмечавшиеся. Гидродинамический шум от потоков воды напоминал шум самолета.

При отработке нового образца оружия - крылатых ракет ?Аметист? - произведено два залпа с интервалом в три минуты, по пять ракет в каждом залпе. Одновременный пуск всех десяти ракет проектом не предусмотрен. По мнению специалистов, это является крупным тактическим недостатком.

После завершения опытной эксплуатации К-162 прошла ремонт на Севмаше и в 1974 году была окончательно сдана флоту.

В марте 1989 года ?Золотая рыбка? исключена из состава ВМФ и с тех пор простаивает у причала Севмаша с невыгруженной активной зоной.

Это был замечательный корабль. Упомяну лишь некоторые из основных характеристик ?заказа ? 501?: водоизмещение нормальное - 5200 т., длина наибольшая - 107 м, ширина - 11,5 м, глубина погружения - 400 м, скорость надводная - 16 уз., подводная - 42 уз., экипаж - 80 человек. Тепловая мощность одного борта ядерной энергетической установки - 177 Мвт. Суммарная мощность двух ГТЗА - 80000 л.с.

В качестве основного оружия предусмотрено 10 крылатых ракет ?Аметист?, размещенных в контейнерах вне прочного корпуса (главный конструктор ракетной и космической техники - В.Н. Челомей).

Весьма оригинальна конструкция прочного корпуса: носовая часть его состоит из двух цилиндров диаметром 5,5 м каждый. Расположены они друг над другом так, что в сечении представляют как бы восьмерку. Верхний цилиндр - первый отсек, а нижний - второй.

Начиная с четвертого отсека, к которому примыкает восьмерка, уже идет корпус цилиндрической формы диаметром 9 м. Всего отсеков - девять.

Первоначально предполагалось, что после постройки головной (опытной) субмарины последует закладка еще 10 серийных кораблей. Однако в дальнейшем от этого отказались. Это объясняется значительными технологическими трудностями, длительностью строительства столь уникального корабля. Не удовлетворяла флот и высокая подводная шумность, а также ряд тактических недостатков ракетного оружия. К тому же уже было развернуто серийное строительство более дешевых и малошумных подводных лодок 670 проекта (главный конструктор ЦКБ ?Лазурит? В. П. Воробьев).

Рождение же АПЛ проекта 661 имеет громадное значение для страны. Прежде всего - строительство этой лодки дало толчок к мощному развитию металлургической промышленности для получения материалов из титановых сплавов. Лодка представляла своеобразную лабораторию, осваивалась технология применения новых материалов, в натурных условиях осуществлялась отработка нового оружия и вооружения. Многое из того, что было создано для этой АПЛ, в дальнейшем использовали на новых кораблях других проектов.

Четырнадцать лет ?Золотая рыбка? ожидает утилизации. Очень жаль. Ее законное право - быть музеем истории советского подводного судостроения. Сегодня даже вологодский губернатор говорит о возможности создания такого музея в Вологде. А в Северодвинске - колыбели атомного флота России - создать такой музей, как говорится, сам Бог велел.
...............................................................................................




Данный форум не является СМИ в соответствии с Законом №2124-1.
Яндекс.Метрика