Коренные народности

Автор Romesh, 23:25, 25 января, 2008

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Romesh

Кто что знает о коренных народностях Камчатки? Кто от куда появился, и являютсяли они коренными? (ительмены, коряки, ламуты и т. д.)
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности")

Denny-boy

Инет уже не помогает?)

Slava

Появились мы все из Африки... а на Камчатку пришли давно кажется из Сибири. Так же как и индейцы в Америке, тоже с Сибири


Avdey

#3
ну ну из сибири :degen из сибири пришли эвены((за ними  казаки) примерно 300 лет наад гонимые расширением иперских границ. вот и потом в последствии осели тут. остальные пришли сюда водным и ледовыми путями некоторые более 5000 тыщь лет в зад. а вообще , продается исторический атлас камчатки такой белосерый с корабликом нарисованным не помню как он там дословно называется. там много интересного есть и по малым народностям камчатки. кстати атласов не первый казак посетивший камчатку так как он упомянал, что некоторые строения и племена владели русской речью и даже письменостью. вообще освоение камчатки загадочное !!? ка и всего другого и космоса в том числе со всеми его малыми народностия( ну космоса народностями) :beer
И вот, печатая шаги, палатки обхожу в ночи,
и жуток скрежет триконей о камни...
Не будет поиску границ - хожу, касаясь ваших лиц холодными иссохшими руками!   (МС ЛЕВИН)

Slava

Хм странно а в музее в центре лежат наконечники стрел датированные 12 тыс. лет назад возраст


Avdey

ну все прально я же написал более 5000 тыщ лет назад
И вот, печатая шаги, палатки обхожу в ночи,
и жуток скрежет триконей о камни...
Не будет поиску границ - хожу, касаясь ваших лиц холодными иссохшими руками!   (МС ЛЕВИН)

Моисей


Казаки пришли на Камчатку 300 лет назад и присоединили к России, а эвены -150 лет назад, юбилей в Эссо недавно отмечали . Какие ж они коренные народности?. Пришлые.
Enjoy the ride!

Avdey

Моисей Учите историю.. и посмотрите и уточните для себя чего именно они 150 лет отмечали :degen
И вот, печатая шаги, палатки обхожу в ночи,
и жуток скрежет триконей о камни...
Не будет поиску границ - хожу, касаясь ваших лиц холодными иссохшими руками!   (МС ЛЕВИН)


Моисей


Возможно Вы правы, Авдей. Но в этом случае, гонимые расширением иперских границ, эвены 150 лет шли с севера Камчатки до Эссо. Не многовато ли?
Enjoy the ride!

Колобок

Скорее всего это был естественный процес расселения эвенов, потому проходил постепенно.
Интересно, что белка и рысь добрались до нашего полуострова только в 20-м веке (без участия человека).


Romesh

А, коряки до сих пор через интернет переписываются со своими родственниками в Приморье. Коряки на Камчатку пришли из Приморья. Там тоже проживают корякские племена. Об очередности заселения Камчатки говорит ареал заселения Камчатки теми или другими народностями: Первыми пришли ительмены - юг Камчатки, потом пришли коряки -  достался север. Казаки были самыми сильными - захватили всю Камчатку и обложили ясаком. Эвены пришли через 100 - 150 лет после казаков - место им выделили казаки исходя из своих интересов - из политического и хозяйственного. Коряки, все-таки, достаточно воинственный народ. С ламутами было проще договориться, еще и буфером от коряк служили. Хотя ительмены тоже не сахар! Большерецкий острог два раза сжигали именно ительмены, вот их и ассимилировали в первую очередь. Чистых ительменов практически не осталось. Для метисов даже новое название придумали - камчадал.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности")

Моисей

#11
Коряки неоднородны,  делятся на оленных и рыбаков. Самоназвание- нымыланы и чойчувены. А коряками их казаки обозвали ). На севере Камчатки и чукчи жили, родня индейцам. На юге - айны. Очень своеобразный народ. Честные были, словам верили.
Enjoy the ride!

Romesh


Цитата: Моисей от 20:11, 15 февраля, 2008На юге - айны. Очень своеобразный народ. Честные были, словам верили.
Были... В основном айны жили на Курилах, немного на м. Лопатка, и были еропейцами (европиоидный вид) в отличии от других (монголоидных) народов, населявших Дальний Восток. Правда у них был каменный век (каменные орудия труда - ножи, наконечники копей и т.д.) Откуда они взялись ученые спорят до сих пор.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности")

Slava

А кто интересно самые первые поселенцы, все-таки 12 тыс. лет назад первые раскопки изделия быта мож какой другой народ был. Мож вообще негры с австралии, а потом океан поднялся и камчатка отделилась морем ото всех:)

Romesh

Ктож его знает! Когда-то и Антарктида была на экваторе - там росли джунгли и бегали диназавры.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности")

Avdey

хороший топик получился :coolgay интересный, еще некоторые факты, беринговы острова часть алеутской гряды токо немного отдалены..они одни из самых больших в гряде, но на малых островах жили Алеуты, так почему же когда беринг бл вынужден жить на островах они были не обитаемы алеутами??
И вот, печатая шаги, палатки обхожу в ночи,
и жуток скрежет триконей о камни...
Не будет поиску границ - хожу, касаясь ваших лиц холодными иссохшими руками!   (МС ЛЕВИН)

Колобок

А я айн, вот только "коренной народностью" меня не признают (хочу получать лимиты на малой лагерной и в нацпарки бесплатно ходить) - типа их потомки остались только в Японии.

Denny-boy

Почему не признают? Если есть документы должны.

BMT

   Постоянное население на Командорских островах появилось только
в 1825г.До этого там жили артели русских промышленников
состав которых постоянно менялся.В 1825 на о.Беринга на бриге
"Финляндия"прибыли 13 алеутов-промышленников с семействами с о.Атту.
В последующие года РАК дополнительно переселяла на остров алеутов и
креолов с островов Атту и Атха.В 1827 там было 17 русских промышленников
,13 креолов,24 алеута,а с ними 35 женщин-креолок и 21 алеутка.
Так же завозили алеутов с Лисьих островов и Андреяновских.Последние подселения на острова относятся к 1872г.когда с о.Атту было доставлено 30 алеутов ,и к 1888г когда с м.Желтого п-ва Камчатка было привезено  26 алеутов,кадьякцев и курильцев-айнов.Последних из оставшихся поселений РАК на Курильских стровах.
    Кроме того, в 80-х гг. по требованию администраци
решившей,что жители слишком перероднились между собой,несколко молодых алеутов привезли себе жен-камчадалок из Петропавловска.
    В 1900 году на о.Беринга жило 279 человек,на о.Медном 253 человека.

most

вот обряды и ритуалы коренных народов: http://www.gustaff.ru/post74399710/


Goga

Родственные древним евреям кочевые племена (см. подробнее п. 1.5.3.5.1. гл. XI) и по сей день носят имена, образованные от славянского «навь» (егип. nun, т.н. евр. nun), – это, например, нанайцы (самоназвание – нани), эскимосы (самоназвание – инуит) и др.

http://www.organizmica.ru/archive/307/rp11.shtml#3.1.1
Не я это выдумал, Абрамович - национальность там такая :kult:
Лужу, паяю, IBM подчиняю

captain

Ительмены

Возможно, что предшественники камчадалов-ительменов пришли и заселили Камчатку с севера, но предки камчадалов-ительменов попали на Камчатку морским путём с юго-запада (по их приданиям). Климат их прародины был мягким, тёплым, обеспечивающий их расти-тельной пищей круглый год. До прихода на Камчатку (на месте своего прежнего обитания) главным занятием их было собирательство – сбор съедобных растений и яиц и (отчасти) рыбо-ловство.
В далёком прошлом, судя по легендам, ительмены делали свою одежду из листьев, позднее – из растительных волокон, главным образом из крапивы. Спали они в гамаках, спле-тённых из травы и подвешенных к деревьям в лису. Циновки для застила земляного пола в жи-лище, мешки, корзинки, головные уборы – всё плели из травы, кое что плели из бересты. Для окраски тканей и украшения одежды, обуви и утвари употребляли исключительно раститель-ные краски (кора ольхи, ягоды брусники и др.).
Даже на Камчатке, с её относительно суровым климатом, ительмены-камчадалы оста-ются (вне всякого сравнения с окружающими народностями – коряками и ламутами), велико-лепно ботанизирующей народностью, которая знает и широко использует буквально всё съе-добное, лекарственные, технические и ядовитые растения Камчатки. Недаром до сих пор сбор съедобных и технических растений – луковиц, корней, стеблей, листьев растений, ягод и оре-хов – занимает видное место в их жизни, хотя такой сбор и стал вспомогательным, подсобным промыслом, как не потерял своего значения до наших дней и яичный промысел (сбор яиц чаек, гусей, лебедей и уток занимаются ительмены всех селений).
Балаганы (мемен) камчадалов, служившие летними жилищами и хозяйственными по-стройками для заготовки и хранения вяленой рыбы (юколы); свайные постройки, тянувшиеся в 18 веке по берегам рек на большие расстояния и смыкающиеся помостами, по которым можно было, не спускаясь на землю, пройти довольно далеко; конструкция батов (хтым -лодок-однодеревок).
Способ приготовления пищи в ямах, нагретых огнём костра, особенно жаренье в ямах целых туш горных баранов, завёрнутые в тальниковые ветки и крапиву.
Физический тип ительменов-камчадалов - бородатость, тёмная кожа, широкий при-плюснутый нос, большой рот с толстыми губами, волнистые чёрные волосы.
Ительмены, живя в суровых климатических условиях Камчатки, даже зимой иногда вы-ходили в бой на лыжах голыми, лишь в набедренной повязке. Они носили набедренную повяз-ку – пояс махва, по конструкции полностью совпадают с микронезийской: мешочек спереди и махры сзади.
Головные уборы камчадалов были в виде париков, сшитых из травы наподобие «копны сена». С этими париками вели упорную борьбу миссионеры, внедрявшие православие среди них.
Жили они в эти годы в 9 селениях на западном берегу Камчатки – от Ичи на юге до Ти-гиля на севере. Физико-географические условия местообитания ительменов значительно более суровы, чем можно было бы ожидать «от этой широты»: во всём сказывается пагубное влияние холодного Охотского моря, нагоняющего холодные туманы и постоянные ветры, защищаясь от которых ительмены располагали свои посёлки в 30-80 километрах от моря, на берегах крупных рек, богатой рыбой, в зоне лесов. Поближе к устьям рек перебирались жить на 2.5-3 летних ме-сяца трудоспособные ительмены для лова рыбы, где жили в балаганах мемен, поставленных на сваи.
Хозяйство камчадалов-ительменов ещё в конце 20 годов двадцатого столетья было поч-ти полностью натуральным. Обилие в реках западного побережья Камчатки рыбы лососевых пород определило рыболовство как главное занятие ительменов, когда 85% рыбы оставалось в своём хозяйстве и лишь 15% шло на продажу. Рыба была основной пищей ительменов и един-ственного транспортного животного – собаки, без которого немыслимо было жить на Камчат-ке.1
Охота на мясного зверя (горных баранов, диких оленей), на пушного зверя и морских животных (нерпу, лахтака, сивуча, акибу) явно деградировала. Продукция пушной охоты шла целиком на продажу; на вырученные деньги покупали вошедшие в быт товары и продукты, главным образом порох, дробь, ружья, дель для сетей или прядево, ткани и одежду; чай и са-хар, муку, крупу и спички. Незначительная часть шкур лахтаков и нерпы шла к корякам-оленеводам в обмен на меховую одежду из оленьих шкур, постели и мясо.
   Огородничество и скотоводство, введённые на Камчатке ещё в 1733 году – при Анне Иоанновне, прививалось плохо, так как заготовка корма для скота совпадала с рунным ходом рыбы и потому откладывалась до заморозков, т. е. до времени окончания промысла рыбы.
Лошади круглый год находились на подножном корму. Земледелию мешали ранние заморозки осенью и поздние – весной, а также холодные туманы летом и большая сырость при недостатке тепла и солнца.
Ассимиляция коряками, а позднее – русскими, метисация с ними продолжаются и в наши дни. С одной стороны, эти процессы оздоровили больной, явно вырождающейся организм ительме-нов, а с другой стороны, ускоряют денационализацию ительменов: потерю ими собственного быта, физического типа, а затем и своего родного языка. 2
Ковчег построил любитель, Титаник - профессионалы.

captain

Рыболовство, как главное занятие ительменов.
Атласов в своих «сказках» сообщил о том, что главным занятием камчадалов в конце 17 века было рыболовство, от которого они кормились; он обратил внимание на своеобразие рыб на Камчатки: «А рыба в тех реках в Камчатской земле морская породою особая, походит она на сёмгу и телом красная, а величиною больше сёмги, а иностранцы называли её овечиной (ча-вычей). А иных рыб много – 7 родов разных, а на русские рыбы не походит.  И идёт той рыбы из моря по тем рекам гораздо много и назад та рыба в море не возвращается, а помирает в тех реках и заводях. И для той рыбы держится по тем рекам зверь – соболи, лисицы, выдры (...) А в море бывают киты великие, нерпа, каланы, и те каланы выходят на берег по большой воде и как вода убудет – и каланы остаются на земле и их копьями колют и по носу палками бьют».3
   Посетив поселения камчадалов, Карл Дитмар также бал поражен потрясающем изоби-лием рыбы лососёвых пород в реках Камчатки. Рыба сплошным руном шла на нерест в реки, и её было так много, что при переезде через реки и речки лошади копытами давили её. Промы-сел рыбы в течение двух-трёх летних месяцев обеспечивал на полный год вкусной, калорийной пищей и людей, и собак.4
   Все разговоры, все помыслы камчадалов были направлены в сторону рыболовства, со-баководства, охоты и собирательства. Мысль о рыбе заполняла всё сущее ительменов; о рыбе велась основная часть разговоров; разные приметы и запреты касаются рыбы; в сказках итель-менов рыба занимает видное место.
   В районе расселения ительменов, на западном берегу Камчатки, ловили почти исключи-тельно рыбу из семейства лососёвых; небольшое промысловое значение имели вахня (дальне-восточная навага, семейства тресковых), которую ловили в конце января, уйки и корюшка, ко-торых начинали ловить с середины мая, в то время когда ещё не было красной рыбы. Рунный ход рыбы начинался в конце мая до конца августа.
   Первой показывалась чавыча, которая заходила в реки западного побережья Камчатки в период между 10 и 20 мая. Чавычу начинали ловить с 20 мая. Чавыча – самая крупная рыба из семейства лососёвых, длина её достигает 90-100 см, при весе 35-40 кг. Мясо чавычи очень жирное и нежное. Следом за чавычей шла красная, или нерка, она показывалась в первых чис-лах июня. С 10 по 20 июля начиналась самая горячая пора – ход кеты. Главным образом кета и заготавливалась в пищу ительменов.


Добавлено: 17:18, 23 января, 2010

Через месяц после кеты сплошным руном в реки западного побережья Камчатки для нереста двигалась горбуша. ЕЁ ход начинался 15-20 июля.
Горбуша по назначению в хозяйстве ительменов стояла на втором месте; она почти целиком шла в пищу собакам. В двадцатых числах августа показывались гольцы. Одновременно с голь-цами попадало незначительное количество кунджи. Последним из промысловых рыб шел осен-ний кижуч, вместе с ним вылавливалось небольшое количество сёмги. В конце хода кижуча уже начинаются заморозки, и поэтому его заготовляли впрок в мороженном виде и употребля-ли в пищу зимой в виде строганины или варили свежим.   
   Рунный ход рыбы продолжается с июня по август месяц включительно. Первые в реках появляются самцы. Они выбирают «затишные» места, расположенные преимущественно в среднем течении рек или в ручьях, впадающие в эти реки. В тихом месте на нерестилищах самцы хвостами выбивают в песчаном дне ямки. За ними следом идут самки мечут икру в при-готовленные ямки, а самцы плавают над ними и поливают икру молоками. Выполнив акт раз-множения, самцы зарывают песком ямки с икрой и вслед за самками «скатываются» к морю. Но так как на пути из моря в реки для нереста лососёвые рыбы совсем не питаются, то затем после нереста они настолько обессиливают, что иногда гибнут по пути к морю, не доходя до него, и малейшая волна выкидывает их на берег. Такая обессиленная рыба называется лоща-лой, или снёнкой (уснувшей); она покрыта багровыми пятнами и считается нездоровой; гово-рят, что от неё можно заболеть.
Для лова рыбы ительмены широко применяли самодельные сети из крапивного прядева. Нитку сучили женщины, а сети вязали мужчины. Но в зимних селениях ительменов был широ-ко распространен способ лова рыбы запорами – катеп. Способ этот считается вредным для рыболовства, но из-за отсутствия сетей он был почти единственным способом лова рыбы на западном берегу полуострова Камчатки, в районе, заселенном ительменами.
   Существовали различные способы запирать, закрывать реку и разнообразные типы за-поров, но одни сводились к одной цели: перегородить реку с таким расчётом, чтобы рыба, идущая вверх по реке для нереста, двигалась в нужном направлении и в поисках прохода к не-рестилищам попадала бы в ловушки – морды, или чиручи.
   Постройка запора было делом целого селения. Чаще всего реку начинали перегоражи-вать от одного, обычно не заселённого берега реки; переискали запором середину реки, но до другого «жилого» берега запор не доводили. В этом узком месте при ловле рыбы ставили сети и морды. Улов делился по числу участников данного лова.
Ительмены, как и другие народы Севера, живущие в основном рыболовством, заботились о со-хранении запасов рыбы, поэтому обычно в селениях устанавливались определённые часы – два раза в сутки и на всю ночь, - в которые морды поднимались, сети вынимались и таким образом рыбе предоставлялась возможность свободно проходить к нерестилищем.
Ковчег построил любитель, Титаник - профессионалы.

captain

Перед постройкой запора заготовлялось большое количество кольев и немного толстых кольев. При заколачивании кольев применяли массивные деревянные молотки, потому что существовало суеверное представление о том, что железным топором можно «перерубить реку», и рыба в реку не пойдёт, а которая вошла в реку, та может снова вернуться в море. Колья вби-вали двумя основными параллельными рядами, разделённые пространством в 1.5-2 метра. Ме-жду этими двумя рядами кольев вбивали иногда третий ряд, затем вколачивали колья как час-токол, заплетали травой, заваливали дёрном и землёй. Запоры приходилось часто проверять и чинить, иначе рыба быстро находила брешь и, вместо того чтобы попасть в морду, прорывалась к нерестилищам.
   Дальнейшее усовершенствования запора сводилась к тому, что на всём протяжении об-щего запора расставляли на равных расстояниях друг от друга морды-ловушки. Каждый хозяин знал свою ловушку, место для которой получал по жребию, и сам выбирал из неё рыбу. С верху морды имелась своеобразная дверка-лопаточка, привязанная к верхней планке морды. Если нужна была свежая рыба, открывали дверцу-лопаточку и рукой или крючком доставали рыбу. В определённые часы или дни морды подымались и рыбе давали свободный проход для нереста в верховья реки.
   Ловушка-морда делалась из ровных деревянных планочек длиной 2-3 метра. В ловуш-ках планочки прибивались к кольям, вбитым в дно реки, основой для морды служили обручи; обычно их было нечётное число: 5-7-9. Средний обруч пошире – 45-50 см в диаметре, а обручи по краям морды поуже – 45-50 см. Планочки или прибивались гвоздями к обручам, или привя-зывались жгутами, свитыми из травы, на расстоянии 2-3 см друг от друга. Днища морды тоже состояла из планочек, между которыми оставлялись промежутки в 2-3 см. Вода свободно цир-кулировала в морде, и рыба долгое время «не пропадала», т. е. не умирала.
Весенний «мартовский» лов гольца производился иными запорами: от обоих берегов реки вели сходящие к середине реки щёки (стороны) запора. В узкое место вставляли сетку с мотнёй или большую морду из деревянных планочек. Запор для гольца не представлял собой такого фундаментального сооружения, как запор на киту, горбушу или чавычу. Колья сторон запора забивались в дно реки на расстоянии 1.5-2 метра друг от друга, промежутки между ними заплетались ветками и хворостом и всего на несколько сантиметров поднимались над по-верхностью реки. Суживался запор вниз по течению реки, расширенная часть запора была об-ращена к верховью реки. Мартовская река очень холодная, поэтому на рыбалке люди работали в длинных резиновых сапогах или в торбазах, сшитых из кожи нерпы. Обязательным вспомо-гательным средством при мартовской ловле гольца был бат – лодка, выдолбленная из одного ствола дерева. Незначительная часть рыболовов оставались около морды; остальные на батах, по 2-3 человека, поднимались вверх по течению реки. Отплыв на расстояние 1-2 километра, рыбаки шестами с батов начинали «выгонять из ямок сонных гольчиков», которые приносят вред нерестилищам, пожирая громадное количество кетовой икры. Гольцы, испуганные удара-ми шестов по воде и по дну реки, поднимались из ямок, кидались вниз по течению. Не заметив щёк запора, широко расставленных верхней части, гольцы массами попадали в ловушку-морду и становились добычей человека. Рыбу на берегу разбрасывали в кучи, по числу рыбаков - уча-стников лова; часть улова выделялось хозяевам батов, чируч (морды), сетки, если человек был в отлучке по общественным делам, ему тоже оставляли пай.
   В долине реки Камчатки был широко распространен способ лова кижуча через проруби, в заберегах. Кижуч на зиму забивается в затишную воду, выбирает тёплые не замерзающие реки, там и откладывает икру; как и все рыбы. Около проруби делали загородку из плетня, пере-плетённого прутьями. Над самой прорубью делали навес, тогда даже на большой глубине видно всё, что делается в реке до самого дна, как будто рядом. Проруби очищали от льда специальными лопатками. Рыбу ловили через прорубь марриками (большой железный крюк, подвижно укреплённый с помощью нерпичьего ремня в гнезде палки длиной 3-4 метра).  Мар-риками кололи кижуча и доставали с большой глубины; рыба не срывалась с крючка, потому что крючок сам срывался вместе с рыбой, а ремень был поводком. Баграми-крючками, неподвижно укреплёнными на длинных палках, ловили рыбу на перекатах и мелких местах. В реке Камчатка гольцов ловили маленькими гольцовыми запорами, кроме того, они «сами попадались» в особую ловушку чируч, которую ставили на ночь на быстрых местах, привязывая к колышку, вбитому в дно реки. Из гольца готовили юколу и коптить: очень мягкая и вкусная рыба.
   Существует ещё осенний лов рыбы. Примерно в конце октября - ноябре месяце, когда начинаются морозы. Осенний лов рыбы никогда не был обильным, как летний или даже весен-ний. Рыбе давали замёрзнуть на берегу реки, и она употреблялась в пищу в свежем виде - варенною или в виде строганины.
По ительменскому району за се-зон 1926 года, рыболовство у камчатских - ительменов в 1926 году но-сило потребительский характер, т.к. на продажу шло всего 15% рыбы. При этом чавыча, кета, красная и кижуч шли в пищу людям, а гольцы, горбуша, корюшка и прочая мелкая рыба заготавливалась преимущественно в пищу собакам. Камбалу не ловили и за рыбу не считали.
   Несмотря на энергичные протесты медицинских работников, вешала с просыхающей рыбой и ямы с «кислой» в 1926 году всё ещё были расположены по берегам рек – так было удобней для заготовителей.
Ковчег построил любитель, Титаник - профессионалы.




Данный форум не является СМИ в соответствии с Законом №2124-1.
Яндекс.Метрика