Коренные народности

Автор Romesh, 23:25, 25 января, 2008

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

captain

Охота на мясного и пушного зверя.
При открытии Камчатки В. Атласовым она изобиловала всяким зверем – пушным, и морским, но местное население совсем не занималась охотой на пушного зверя – соболя и лисицу, и по-этому на первых порах ительмены не могли даже плотить дань – ясак – завоевателям. Камча-далы смеялись над казаками, которые требовали соболей и лисиц, поскольку сами они значи-тельно выше ценили шкуры собак.  
В разделе «О зверях земных» С. П. Крашенинников сообщает: «Зверей на Камчатке ве-ликое изобилие, в которых состоит и вящшее её богатство; в том числе есть лисы, соболи, пес-ци, зайцы, еврашки, горностаи, ласточки, тарбаганы, росомахи, медведи, волки, олени дикие и ежжалые и каменные бараны». 7
   С. П. Крашенинников рассказывал также, что камчадалы зверей отравою, клепцами и луками; клепцы ставят в снежные бугорки с наживою, а при лучной охоте они знают меру, в какой вышине ставить натянутый и настороженный лук. Но эти способы были заимствованы от казаков, а до прихода русских камчадалы просто палками били зверей.
   Соболе было такое множество, что один промышленник мог бы в год изловить до 80 соболей. Камчадалы смеялись над казаками за то, «что они променивали ножик на 8, а топор на 18 соболей». 8 На соболиный промысел выходили с обметом – сеткой, которой окружалось место, где находился соболь, луком со стрелами и огнивом.
   У камчадалов самым ценным зверем считалась росомаха, а одежда из росомахи счита-лась самой красивой.
   Медведей и волков было множество. Когда на устьях рек появлялась рыба, то медведи с гор устремлялись стадами. На медведей охотились двумя способами: стреляли их из луков и били их в берлогах.
   Выдр на Камчатке водилось тоже великое множество. Ловили их с собаками во время вьюги.
   С. П. Крашенинников пишет: «Тюленей в тамошних краях неописанное множество, особенно во время хода рыбы из моря вверх по рекам (...) Все пески и острова бывают заняты тюленями, а возле берега даже опасно на лодках ездить. Тюленей бьют палками на песках, ко-лют на льду носками или, перегораживая реку сетями, бьют их с байдар копьями и дубинками
(...) Добывают по 100 тюленей в один раз (...) За великое бесчестие почитается бросить про-мышленного зверя». 9
Морской зверобойный промысел и охота, на всём полуострове Камчатка сильно дегра-дировали уже к концу двадцатых годов двадцатого столетья, а  по признанию самих ительме-нов, «Очень уж много охотников развелось на Камчатке; пальбой из ружей распугали всего зверя». Прежде большие нерпичьи лежбища встречались на западном побережье Камчатки во многих местах, а затем их становилось всё меньше и меньше, потому что «распугали нерпу ружьем». Мясо и жир морского зверя шли в пищу людей, а иногда на корм собакам. Из шкур шили обувь и мешки; кроме того, их меняли на оленье мясо у соседних оленеводческих народ-ностей – коряков и эвенов (ламутов). В Охотском море водится много белух, которые часто заходят в устье рек. Но на белух ительмены не охотились, очевидно,  причиной этого служит то обстоятельство, что убитая белуха быстро тонет, редко которую удается вытащить на берег.
   Из всей пушнины в хозяйстве ительмены применяли только мех росомахи – на отделку подолов кухлянок (мех считают очень нарядным, красивым), изредка шкуры лисиц – шли на шапки, шкуры медведя на подмётки; мясо и жир медведя оставляли себе в пищу.
   Охотники уходили за добычей на долгое время – с октября до конца марта. Отправляя мужчин на охоту, хозяйки клали в дорожные мешки охотников мелкую сарану, кемчигу, масло или сало и замороженную кислую капусту, а охотник из этого припаса варили суп, щи.
   На охоте (и в быту) камчадалы строго подчинялись старшим. Когда не было удачи на охоте, то переходили через зажженную головешку. У каждого была своя охотничья местность с озерками. На охоте пользовались веточками, т. е. специально сделанными для охоты малень-кими ботами, рассчитанными на одного человека – гребца, который управлял веточкой двое-рушным (двухлопастным веслом).
   На лисиц, песцов и выдр охотились при помощи ружья или пружинных капканов; на соболя ходили с ружьем, иногда с обметом-сеткой и «зверовой» собакой. На медведя и росо-маху шли тоже с ружьем и обычно осенью. Обметы – длинные сетки, с помощью которых ло-вили соболей. Делались из тонкого конопляного или крапивного прядева. Ими «обводили» (окружали) то место (обычно с деревьями), на котором спрятался соболь; выслеживали его, со-бака загоняла соболя на дерево, и охотник выстрелом убивал зверя. Когда соболя ловят обмё-том, собака его поймает и задавит, но не рвёт, шкуру не портит – так уже приучена.
   На лису ставили ловушку – корыто; таким способом ловили лисиц возле нор, вырытых ими под корнями деревьев, чаще под берёзкой, или из нор в холмах. На охоту выезжали не нартах. Как и на всех других, на лисиц расставляли капканы на дорожках, по которым они хо-дили на водопой.
Росомахи водятся в горах, ительмены называют их «пакостливыми»: всё перетаскивают куда-то и прячут. Шкуру с росомах снимают, не разрезая, чулком.
   На охоту за баранами и медведями ездили в августе-сентябре верхом на лошадях, пока медведи «пасутся» на ягодах. Зимой на медведя охотятся в берлогах с собаками, которые уз-нают и находят медведя по запаху.
   Самых хороший жирный медведь бывает в сентябре. Когда он, отъевшись на рыбалке, выходит пастись на ягоды. Ягодой (преимущественно жимолостью и голубикой) отбивается неприятный запах рыбы от медвежатины; медведь в это время ест кедровые орехи. Иногда у осеннего медведя под кожей бывает слой жира до 10 см. медведь ложится в берлогу и уходит в спячку в конце ноября, даже если нет снега. Спит медведь очень чутко. На шорох выходит из берлоги. Маленькие родятся в апреле-марте, бывают отдельные случаи, что в январе. Крупные старые медведи смирные, молодые сердитые. После выхода из берлоги медведи очень быстро худеют и жадно ищут себе пищу, которой в это время бывает мало; главным образом ловят рыбу в не застывших реках или озёрах. Для маленьких медвежат мать сама ловит рыбу, а трёх-четырёх месячные медвежата уже ловят рыбу сами.
   В берлоге медведя добывали таким образом. Когда берлога обнаружена, охотники ру-били два-три небольших деревца, от них отрубали примерно двухметровые куски, верхушки сучков, оставляя концы у ствола сантиметров на 25-30; рубили на всякий случай ещё несколь-ко толстых сучков. Затем отрывали вход в берлогу; если медведь сам поднимается и выходит из берлоги, его тут же убивали выстрелом из ружья, а если он не выходил, то тогда в берлогу вводили одно за другим два деревца комлями в берлогу; сучки введенных деревьев не дают возможности медведю вытолкнуть их из берлоги, и он оказывается закрытым своём жилище. Для большей надёжности в отверстие в берлоге ещё «подкидывали» несколько сучков. Затем разгребали снег на самом верху берлоги, прорубали там дырку и спускали в берлогу снег. То-гда на белом фоне снега был хорошо виден тёмный силуэт медведя, и убить его, не представ-ляло никакого труда.
   
Ковчег построил любитель, Титаник - профессионалы.

Dvdov

жаль очень, но по большей части только повествования об этом народе остались...

captain

продолжение

С тридцатых годов двадцатого столетья стал применяться новый способ охоты на медведя – петлями; для этого над тропой, по которым медведи ходят на водопой, на высоте «в колено» вешают ременные петли или петли, сделанные из троса (диаметром петли 70 см). Прикрепляют концы петли к толстым сучкам или деревьям. Медведь, встретив на своём пути петлю, попадает в неё головой, и двигаясь в перёд, сам затягивает петлю и назад выйти не может. При этом способе ловли медведей нужно каждый раз проверять петли, так как мясо удавившегося медведя быстро портится, нужно его сразу же вынимать из петли, и перерезав шею, выпускать кровь.
   На охоту за линяющими утками уходили женщины и девушки. Они в протоке били пал-ками уток, неспособных к полёту, и делали запасы птиц на всю зиму. С протоки к селению уток подвозили на батах.

Реликтовая народность

До прихода русских, т. е. до 1697-1699 годов, ительмены жили родами с явно выражен-ным матриархатом; начальства над собой не имели, когда «никто ни кем повелевать не мог».
Ко времени прихода русских на Камчатку камчадалы-ительмены переживали неолитическую стадию развития – металлов они не знали. Жили в подземных юртах без окон с выходом через верхнее дымовое отверстие. Тогда ительмены занимали почти весь полуостров Кам-чатку от реки Голыгиной на юге, где они граничили с Курилами, и до рек Уки и Тигиля на севере, откуда дальше на север шли селения оседлых коряков. Коряки – кочевники оленеводы со своими стадами на юге Камчатки по хребтам доходили до Авачинской губы.
Рыболовство развелось позднее, и главным занятием камчадалов-ительменов оно стало уже на Камчатке.
Охота на мясного зверя – барана, оленя, медведя, нерпу – была подсобным занятием; охота на пушного зверя развилась в 18 веке уже на Камчатке из-за необходимости платить рус-ским ясак пушниной. Охота имела третьестепенное значение; она сохранилась и до сих пор, но с течением времени заметно теряет своё значение из-за истребления мясного зверя.
Междоусобные войны, периодические голодовки в годы не дохода рыбы, военные столкновения с казаками, завезённые эпидемии оспы, тифа и многие другие суровые катаклиз-мы и условия жизни быстро сократили количество камчадалов-ительменов.
Восприятие значительно более высокой культуры русского народа, браки с русскими за какие-нибудь 200 лет изменили ительменов настолько, что ко времени установления советской власти и проведения Всесоюзной переписи населения северных окраин в 20-е годы насчитывалось всего лишь 769 ительменов, владеющих своим родным языком, сохранивших свой физический тип и особенности быта.
Ительмены – реликтовая народность, отнесённая академиком Шренком в конгломерат-ную группу палеоазиатов. Язык их, возможно, доживает последние десятилетия, и поэтому необходимо, не откладывая до далёкого будущего, детально изучить его, собрать, записать и со-хранить для будущих поколений и науки все сокровища народного эпоса камчадалов-ительменов.


-Е. П. Орлова Ительмены. Историко-этнографический очерк / Санкт-Петербург «Наука» 1999 год.
-Дитмар К. Поездка и прибывание в Камчатке в 1851-1855 годах Карла фон Дитмара (Исто-рический отчёт по путевым дневникам) . Спб., 1901. Ч. 1.
-Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. 4-е издание. М.; Л., 1949
-Колониальная политика царизма на Камчатке в 18 веке: Сб. архивных материалов. Л., 1935
Ковчег построил любитель, Титаник - профессионалы.


lisichka

я сама корячка. бабушка мне рассказывала про такой ритуал погребения http://www.gustaff.ru/post74399710/
и говорила, что надо уходить оттуда не оглядываясь. И сама меня просила - когда она умрет, сделать погребение через сжигание на костре - очень экологично, и так надо..говорила она....Так же просила не плакать, а то костер не будет гореть, и если будет гореть, то будет жечь всем глаза, и если мы будем плакать ей там будет очень плохо и тяжело.....
Но.....желание изменилось..и все прошло традиционно
Сдам студию - посуточно, понедельно,на час и на ночь. Гостям города и влюбленным. Чисто,свежо, стильно, есть все - плазма 52 канала и вся приятная бытовая начинка. Возможен трансфер. отчетные документы. красная линия. все рядом.
8 914 788 77 47
(у Лисички всегда уютно и со вкусом!Кто был в гостях и знаком со мной - тот знает.форумчанам -скидка)

Борис

 прошел по ссылке-интересно. это же другой мир! Нам во многом не понятный.





Борис

   А вот еще взял несколько фотографий у парня пришедшего с чукотки на камчатку пешком (!!!) :

zylys

"Корнесловъ еврейскаго языка, составленный Платономъ Лукашевичемъ. Кiевъ. 1882."

камашъ (стр. 209), קמש, морщиться
атъ (стр. 7), אט, медленность
кааhъ (стр. 102), כאה, тереть




Данный форум не является СМИ в соответствии с Законом №2124-1.
Яндекс.Метрика